Автомобильные ресурсы
Всё про автомобили: ремонт, эксплуатация, запчасти, аксессуары.
Автозапчасти и автоаксессуары

Требования к аккумуляторам

ГОСТ Р 53165-2008 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники

Согласно российскому ГОСТу Р 53165-2008 к аккумуляторам предъявляются следующие технические требования.

6. Общие технические требования к аккумуляторам

6.1 Батареи следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и НД на батареи конкретного типа по конструкторской и технологической документации. Батареи, поставляемые на экспорт, в том числе в страны с тропическим климатом, следует изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта и НД (Нормативные документы) на батареи конкретного типа по конструкторской документации.

6.2 Требования к конструкции

6.2.1 Габаритные размеры батарей, размеры и расположение полюсныхвыводовиихобозна-чение в зависимости от полярности (плюс "+" и минус "-") должны быть указаны в НД на батареи конкретного типа.

6.2.2 Размеры выводов батарей должны соответствовать

Размер, обеспечиваемый инструментом.
Примечания
1 Допускаются диаметры полюсных выводов с допуском - 0,4.
2 Размеры выводов под болт должны быть указаны в НД на батареи конкретного типа.

Рисунок 1 — Размеры выводов батарей

6.2.3 Поверхность батарей должна быть чистой, без потеков свинца в местах пайки выводов, заусенцев, скопов на моноблоках и крышках.
6.2.4 Батареи должны быть герметичны и выдерживать испытание при давлении, пониженном или повышенном по сравнению с атмосфернымн а (20±1.33)кПа [(150± 10) мм рт. ст.)].

6.2.5 Батареи должны быть стойкими к воздействию изменения температур:

  • от минус 40 °С до плюс 60 °С (климатическое исполнение вида ТУ категории размещения 2 norOCT15150);
  • от минус 50 °С до плюс 60 'C (для батарей с повышенной холодостойкостью) (климатическое исполнение вида УХЛ категории размещения 2 по ГОСТ 15150).

При изменении температур в указанных пределах должна сохраняться герметичность батарей.
6.2.6 При наклоне батарей от оптимального (рабочего) положения на угол 45° эпектролит не должен выливаться.
6.2.7 Узлы пайки и токоведущие детали батарей должны выдерживать прерывистый разряд током 9 С° А, но не выше 1 700 А в течение четырех периодов (5 с — разряд, 10 с — пауза).
П p и м е ч а н и e — Данное требование подлежит проверке в случае, когда ток холодной прокрутки менее 9 С№А.

6.2.8 Macca батарей не должна превышать значений установленных в НД на батареи конкретного типа.
6.2.9 Расход воды при перезаряде открытых батарей при постоянном напряжении (14,4±0,05)В за 21 сут должен быть не более 4 г на 1 Ач номинальной емкости для батарей с малым расходом воды L и не более 1 г на 1 А*ч — с очень малым расходом воды VL.
6.2.10 Каждое переносное устройство (место крепления и ручка) батарей должно выдерживать нагрузку, равную двухкратной массе батареи с электролитом.
6.2.11 При установке на автомобили крепление батарей посредством неотъемлемых частей (например, нижних бортиков) должно соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 95-2 и ГОСТ Р МЭК 95-4.

6.3 Требования к электрическим параметрам и режимам эксплуатации

6.3.1 Электрические параметры батарей должны соответствовать значениям, приведенным в 6.З.1.1 —6.3.1.7.
6.3.1.1 Батареи могут изготовляться залитыми электролитом и заряженными. Батареи, отгружаемые без электролита, следует изготовлять в сухозаряженном исполнении.
Стартерные характеристики сухозаряжемных батарей при начальной температуре заливаемого электролита (25 ± 5) °С и при токе разряда /„. указанном в НД на батареи конкретного типа, в течение первого года хранения должны быть не менее указанных в таблице 9.
6.3.1.2 Заряженность залитых электролитом батарей проверяют измерением напряжения разомкнутой цепи, которое должно быть не менее 12,7 В.
При приемке батарей потребителем напряжение разомкнутой цепи должно быть нв менее 12,6B.
6.3.1.3 Электролит для заливки батарей должен представлять собой водный раствор серной кислоты. Химический состав серной кислоты высшего сорта — по ГОСТ 667. Химический состав воды — по ГОСТ 6709.
6.3.1.4 Номинальная емкость батарей С20, Ач. при 20-часовом режиме разряда или резервная емкость Ср. определяемая как время разряда, мин. должна быть достигнута на одном из первых трех разрядов по 8.5.1.
6.3.1 .5 При разряде током холодной прокрутки Iх.п., А. (стартерным режимом разряда), указанным в НД на батареи конкретного типа, при температуре электролита минус (18±1) °С или минус (30 ± 1) °С батареи должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 9.
6.3.1.6 Напряжение батарей в результате саморазряда после бездействия в течение времени по 9.5.1 пpu температуре (40±2)°С через 30 с после начала разряда током 0.6 I х.л. А, должно быть не менее 8,0В.
б.3.1.7 При испытании на прием заряда ток. принятый батареей в конце десятой минуты, должен быть не менее 0,2 С20. А.

6.4 Требования пo стойкости к внешним воздействующим факторам

6.4.1 Батареи должны изготовляться в климатических исполнениях видов УХЛ или ТУ категории размещения 2 по ГОС T15150. при этом температура окружающего воздуха при эксплуатации должна быть от  минус 50 °С дo плюс 60 °С для вида УХП и от минус 40 °С до плюс 60 °С — для вида ТУ.

6.4.2 Батареи должны быть механически прочными при испытаниипо ГОСТ 20.57.406 в следующем режиме:

  • ускорение.м/с2..................147(15g)
  • длительность импульсов, мс...........2 — 15 (только в вертикальном направлении)
  • число ударов.тыс.................10
  • ориентировочное число ударов в минуту..... 40 — 80.

6.4.3 Батареи должны быть вибропрочными при кратковременном испытании по 9.8. Батареи следует подвергать вертикальной, по возможности, синусоидальной вибрации.

6.5 Требования надежности

6.5.1 Наработка батарей на стенде в режимах и условиях. установленных в настоящем стандарте, должна быть не менее указанной в таблице 9.

6.5.2 Назначенный срок хранения сухозаряженных батарей—36 мес. если иное не установлено в НД на батареи конкретного типа, при этом срок сохраняемости сухозаряженности должен быть не менев 12мвс.
6.5.3 Средний срок службы батарей с нормальным расходом воды в эксплуатации должен быть не менев 24 мвс при наработке транспортного средства в пределах этого срока не более 90 тыс. км пробега или 3 000 моточасов, а батарейе уменьшенным расходом воды и VRLA — не менее 48 мес при наработке транспортного средства в пределах этого срока не болев 100 тыс. км пробега.
Средний срок службы или наработку батарей в эксплуатации определяют до момента снижения емкости ниже 40 номинальной или снижения продолжительности стартерного режима разряда током 0,6 I х.л., но при температуре электролита (25±5) °C до конечного напряжения 9,0 В менее 1,5мин.

6.6 Маркировка

6.6.1 Идентификация, маркировка

На батареи в соответствии с требованиями настоящего стандарта, сверху или на одной из четырех сторон, должны быть нанесены:

  • товарный знак или наименование предприятия-изготовителя:
  • условное обозначение батареи,
  • знаки полярности: плюс «+ » и минус «—».
  • дата изготовления (месяц, год):
  • обозначение НД на батареи конкретного типа; 
  • номинапьная емкость. А ч
  • номинальное напряжение. В;
  • ток холодной прокрутки. А
  • масса батареи (если она равна 10 на и болев);
  • знаки безопасности (см. приложение Б):
  • символ переработки (см. приложение В).

Маркировка батарей, предназначенных для экспорта, должна содержать:

  • условное обозначение батареи.
  • знаки полярности: плюс «+ » и минус «—».
  • дату изготовления (месяц, год):
  • обозначение настоящего стандарта;
  • номинальную емкость. Ач;
  • номинальное напряжение. В:
  • ток холодной прокрутки, А
  • надпись "Сделано в России".
  • массу батареи (если она равна 10 кг и более).
  • знаки безопасности (см. приложение Б);
  • символ переработки (си. приложение В)

Состав и содержание маркироеки батарей, предназначенных для экспорта, устанавливают в договоре между предприятием-изготовителем и потребителем (продавцом).

6.6.2 Маркировку наносят и выполняют в соответствии с конструкторской документацией на батареи конкретного типа.
6.6.3 Маркировка батарей должна быть разборчивой и прочной. Качество маркировки должно сохраняться при эксплуатации, транспортировании и хранении батарей в режимах и условиях, установленных в настоящем стандарте или НД на батареи конкретного типа.

6.7 Упаковка

6.7.1 Упаковка батарей должна соответствовать требованиям настоящего стандарта. ГОСТ 23216 и НД на батареи конкретного типа.

При упаковке батарей следует применять контейнеры по ГОСТ 18477. поддоны по ГОСТ 9078, деревянные ящики и другие виды тары, обеспечивающей сохранность батарей при транспортировании и хранении в соответствии с НД на батареи конкретного типа.

При отгрузке без поддонов батареи должны быть упакованы в ящики из гофрированного картона или в резиновую или полиэтиленовую тару.
Упаковка батарей, предназначенных для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, — по ГОСТ15846.

При отврузке на поддонах и в контейнерах батареи доз электролита нв упаковьюают при условии предохранения их от загрязнения.

Батареи в транспортные средства следует укпадъкзать пакетами согласно правилам перевозки грузов, утвержденным для транспорта каждого вида, причем масса пакета должна быть не более 1500кг.

Прочность упаковки залитых электропитом батарей должна соответствовать условиям транспортирования С. а защита от воздействия климатических факторов внешней среды — категории КУ— 0.1 по ГОСТ 23216

При упаковывании следует использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511 или другие плотные деревянные ящики, соопюетствующие требованиям настоящего стандарта Упаковывание должно обеспечивать сохранность батарей и препятствовать их перемещению при транслортировании.

Перед установкой e деревянные ящики или на поддоны по ГОСТ 9078 батареи помещают в полиэтиленовые мешки-вкладыши по ГОСТ 19360 или заворачивают в полиэтипеновую пленку по ГОСТ10354.

При упаковывании батарейследует использовать амортизирующие материалы (гофрокартон, дровосную стружку, отходы производства и др.).

Масса брутто грузового места не должна превышать 400 кг, а при использовании деревянного ящика — 94 кг.

Батареи, предназначенные для экспорта, должны быть упакованы в деревянные ящики, изготовленные по ГОС T24634 или в cooтветствии с договором между предприятием-изготовитопом и внешнеэкономической организацией или контрактом.

6.7.2 Маркировка транспортной тары — поГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков «Хрупкое. Осторожно», «Верх», «Беречь от влаги».

6.7.3 Маркировка залитых электролитом батарей, характеризующая транспортную опасность груза, — пo ГОСТ 19433 с указанием знака опасности, соответствующего классу 8, подклассу 8.1. классификационному шифру 8.1.2.1.

6.7.4 Каждая отгружаемая партия батарей должна сопровождаться документом, удостоверяющим ее качество, содержащим:

  • наименование документа:
  • наименование изделия:
  • число батарей:
  • номер партии или дату изготовления:
  • основные параметры (номинальное напряжение, номинальная емкость Ач. или резервная емкость, мин).
  • штамп технического контроля:
  • массу брутто, кг.

Каждая батарея должна сопровождаться руководством по эксплуатации. По согласованию с пот-ребитвлвм число прилагаемой эксплуатационной документации может быть меньше числа отгружа-емыхбатарей.

6.8 Требования безопасности

6.8.1 Требования безопасности к конструкции батарей — пo ГОСТ 12.2.007.12 с учетом изложен­ного в настоящем стандарте.
6.8.2 Требования безопасности — в соответствии с 6.2.3.6.2.4.6.2.6,6.2.7. 6.2.10. 6.6.

Контакты

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru